Your first name is Free. Your last name is Dom.
Не могу не сделать репост.
Потому что.
Много букв.
Потому что.
Много букв.
05.12.2009 в 19:12
Пишет afa187:Игрушки - это содержание души того, кто в них играет (с)
Очень правильный текст. Больше добавить нечего.
URL записиОчень правильный текст. Больше добавить нечего.
05.12.2009 в 14:29
Пишет Schurale:О куклах, духах и умении играть
Анимизм - одна из древнейших форм религии. Точнее, основа всех возможных религиозных систем. Это учение о духах, душах и бестелесных существах, которое по своей сути противостоит материалистической философии. При чем духи и души эти живут не только в "живых", но в "не живых" предметах: реках, деревьях, камнях, горах. Все одухотворено.
И не важно на каком уровне мы рассматриваем анимизм: как веру христиан в Святой Дух или австралийских аборигенов, которые называют бессознательное состояние состоянием "без души".
Это учение противостоит той картине мира, которая в нас впихивается с самого детства всем, что нас окружает. Современный, материалистический мир не находит в себе места для "суеверий" и "предрассудков". Если считать дерево живым, его нельзя промышленно пустить на спички, если считать гору домом Горного Духа, то как ее расковыривать на ископаемые?
Это лишнее. Это все противоречит потребительской доктрине.
Но мир ребенка еще не тронутого техникой в виде компьютера, магазинами с Лего и готовыми костюмами Джедаев все еще хранит то самое отношение к миру, которое было свойственно изначально, наделяя свои игрушки душами, характерами и личностями.
При чем как не странно, чем менее антропоморфны эти самые игрушки, тем более благожелательно относятся к причудам и взрослые, да и сами дети, когда вырастают. Плюшевые медведи куда более надежно защищены от помойки, чем скажем пластиковая Барби. Хотя антропоморфность этой самой Барби весьма сомнительна.
Если посмотреть на кукол от фарфоровых до авторских они сплошь деморфы: или головастые, или ногастые, или еще какие-то чуток гротескные.
Словно есть негласный запрет на изображение человека. Словно похожесть на человека превращает игрушку во что-то иное. Еще не в маникен, но уже не совсем в игрушку.
Почему?
Последнее время я начинаю думать, что человек - единственное живое существо способное одушевлять что-либо. Я слышал, что собаки или кошки иной раз относятся к плюшевым игрушкам как к детенышам, но никогда не верил. ТО есть в случаи, когда собака воспитывает котенка или наоборот - запросто. Но для животного не живое - не живо по запаху. И только человек может преодолеть это непреодолимое противоречие живого\не живого.
Более того. Только человеческие детеныши входя в общество себе подобных учатся первым делом не убивать (охотиться или играть в войнушку), а одушевлять - оживлять.
Почему же именно БЖД вызывают такой страх и отторжение? Но почему я сам сжился со своими куклами, хотя меня до сих пор передергивает от марионеток?
Думаю, дело тут не в часто упоминаемом страхе перед неживым, похожим на живое. То есть перед тем, что кукла похожа на мертвое тело. Потому что для любого, кто видел мертвых - не похожа. Хотя соблазн сказать "оно выглядит живым и не дышит - по этому мертвое" - огромен. Просто тогда подобная же реакция сопровождала всех пластмассово-плюшевых существ, которых мы тем не менее не считаем ни дохлыми, ни чучелками.
И вовсе не из-за того, что они похожи на людей. Потому что все БЖД по сути такие же гротескные деморфы как скажем пластмассовые пупсы. И при всей претензии быть 1\3 или 1\4 человека - их пропорции иные.
С другой стороны, своей похожестью на человека они должны бы были наоборот привлекать, напоминая нам фарфоровые статуэтки. Ведь Пастушки и Балерины не пугают никого?
Но у БЖД есть способность движения. При чем движения иной раз независимого. Автономного. Своевольного. У них есть, или как настаивают владельцы есть, душа. Личность. Характер.
Но у плюшевой собачки они тоже могут быть. Да и у настоящей. Кто не сталкивался с хихиканьем на тему, что некто одушевляет своих домашних животных? Животное живо, оно бегает, ест, какает, желает, злится. Оно живет. Оно непредсказуемо. Но для многих все равно не является достаточно живым, чтобы считать его личностью. Так что и движение не является признаком живости. Тем более что движение БЖД все-таки зависит от вполне себе естественных причин натяжения резиночки.
Дело не в глазах, паричках, одежках.... Потому что все это худо-бедно есть и у других кукол.
Так почему же пластмассовый пупс не вызывает страха, а БЖД или марионетка - вызывают?
Я думаю, что все дело в анимизме.
В том, что БЖД это испытание прочности психики наблюдающего.
Глядя на иную дешевую магазинную куклу мы можем усмехнуться и сказать, что верить, что ЭТО имеет личность то же самое, что играть с пучком соломы, только гигиеничнее и безопаснее. Оно вызывает снисходительность к маленькому и примитивному миру ребенка, который скоро исчезнет из нашей и его собственной жизни под наплывом реальности.
А БЖД, слишком дорогие, чтобы быть дешевкой, слишком хорошо сделанные, чтобы быть примитивом, слишком близкие к живым существам по виду - ставят любого человека перед вопросом: да или нет?
Может ли пластик быть живым?
Если да, то значит, деревья, реки, горы, твари разные - тоже живые. И человек не царь природы. И Картина мира, которая создана вокруг него им же самим - ложная. Потому что есть нечто сверхъестественное для него и такое естественное для ребенка или дикаря, как кукла.
Значит, выросший из игрушек человек не стал Взрослым и серьезным, а просто разучился тому, что умел. Потерял. Обесценил. Утратил. И чувство этой утраты - это страх собственной смерти. Потому что он осознает, что точно так же не верил и в свою душу, а она таки есть.
Это влечет за собой столько разных тонких, незаметных переживаний, что купируется в самом старте.
Нет.
Пластик не может быть живым. Он мертвый. Страшный. С ним возятся психи. Потому что. И дальше есть список объяснений почему именно психи возятся. Ну, кроме отклонений в психике, тут есть такие версии, как отсутствие детей, избыток денег, обезьянничание, мода, хвастовство и прочая.
Игрушки - это всегда отражение эпохи. Поэтому БЖД почти конструктор. Дорогущий. Хрупкий. Иначе бы не ценились, вероятно, а так - сравнимы с компьютером, значит для самого заскорузлого материалиста равно-ценны.
Игрушки - это содержание души того, кто в них играет.
Да простят меня читатели, но иной раз глянешь на чужую куклу и понимаешь, что восприятие человеком мира... Тебе не понятно. Ты бы с таким жить не смог. Или наоборот - проникаешься восторгом.
Игрушки это творчество. По этому БЖД мир резко разделен на торцов и юзеров. Я вот - типично юзер. Ничего сам не могу. Тем больше завишу и уважаю творцов.
Нет ни одного БЖДшника, который так или иначе не играл в игру господина Долльши. При том, что может не иметь, не владеть, не хотеть. Но не может не относиться. А значит - уже играть в игру.
Еще раз потычу пальцем в Еро Джо. Все его куклы обладают такой силой Быть и Быть самими собой, что не всякий человек так может. И за этом для меня стоит смелость самого автора быть собой кто бы чего не думал. Делать себя таким, каким хочется. И уметь это делать.
Да блин. Конечно, это должно ужасать. Когда в пластике воплощается то, чего ты сам для себя достигнуть не можешь никак.
БЖД обязывает.
И это видно. Это чувствуется. Это считывается моментально.
ТО же самое, что с марионетками. Это игрушки, которые подлежат оживлению. Их смысл не украшать, не возвещать о благосостоянии, а двигаться и жить. И заводя одну такую, ты подписываешь контракт: не кормить, не выгуливать, как собачку, но оживлять и двигать.
Без человеческой руки, умелой и ловкой - марионетка мертва, это просто набор кусочков, и перепутавшихся ниточек.
Мой личный страх перед марионетками был спровоцирован тем, что в детстве мне подарили такую игрушку. И я не смог ее оживить, хотя видел, что другие - могут. Она в моих руках ломалась. Умирала. Переставала быть живой и двигающейся. Я не мог вдохнуть в нее дух. Фактически подписался в том, что силы моего духа не хватает для того, чтобы справиться с ней, сделать ее выразительной, пластичной,
И выбрал самый простой способ отторжения: сказать, что оно фигня. Обесценить. Забыть. Перестать думать об этом.
Но на самом деле та же история сейчас повторяется и с моими БЖД куклами. Для их оживления от меня требуются вложения моего собственного духа. И порой я понимаю, что не дотягиваю. Не справляюсь. И тогда я несколько дней вообще не трогаю их. Не общаюсь. Потому что страх тут возникает не из-за кукол. Из-за того, что понимаешь собственную недостаточность: фантазии, работоспособности, умения, души...
Куда как проще сказать, что куклы виноваты, чем признать, что это ты разучился играть. Одушевлять не живое. Разучился делать то, что из всех живых существ может делать только человек. А значит, потерял кусок собственной человечности.
Приобретая взамен что?...
URL записиАнимизм - одна из древнейших форм религии. Точнее, основа всех возможных религиозных систем. Это учение о духах, душах и бестелесных существах, которое по своей сути противостоит материалистической философии. При чем духи и души эти живут не только в "живых", но в "не живых" предметах: реках, деревьях, камнях, горах. Все одухотворено.
И не важно на каком уровне мы рассматриваем анимизм: как веру христиан в Святой Дух или австралийских аборигенов, которые называют бессознательное состояние состоянием "без души".
Это учение противостоит той картине мира, которая в нас впихивается с самого детства всем, что нас окружает. Современный, материалистический мир не находит в себе места для "суеверий" и "предрассудков". Если считать дерево живым, его нельзя промышленно пустить на спички, если считать гору домом Горного Духа, то как ее расковыривать на ископаемые?
Это лишнее. Это все противоречит потребительской доктрине.
Но мир ребенка еще не тронутого техникой в виде компьютера, магазинами с Лего и готовыми костюмами Джедаев все еще хранит то самое отношение к миру, которое было свойственно изначально, наделяя свои игрушки душами, характерами и личностями.
При чем как не странно, чем менее антропоморфны эти самые игрушки, тем более благожелательно относятся к причудам и взрослые, да и сами дети, когда вырастают. Плюшевые медведи куда более надежно защищены от помойки, чем скажем пластиковая Барби. Хотя антропоморфность этой самой Барби весьма сомнительна.
Если посмотреть на кукол от фарфоровых до авторских они сплошь деморфы: или головастые, или ногастые, или еще какие-то чуток гротескные.
Словно есть негласный запрет на изображение человека. Словно похожесть на человека превращает игрушку во что-то иное. Еще не в маникен, но уже не совсем в игрушку.
Почему?
Последнее время я начинаю думать, что человек - единственное живое существо способное одушевлять что-либо. Я слышал, что собаки или кошки иной раз относятся к плюшевым игрушкам как к детенышам, но никогда не верил. ТО есть в случаи, когда собака воспитывает котенка или наоборот - запросто. Но для животного не живое - не живо по запаху. И только человек может преодолеть это непреодолимое противоречие живого\не живого.
Более того. Только человеческие детеныши входя в общество себе подобных учатся первым делом не убивать (охотиться или играть в войнушку), а одушевлять - оживлять.
Почему же именно БЖД вызывают такой страх и отторжение? Но почему я сам сжился со своими куклами, хотя меня до сих пор передергивает от марионеток?
Думаю, дело тут не в часто упоминаемом страхе перед неживым, похожим на живое. То есть перед тем, что кукла похожа на мертвое тело. Потому что для любого, кто видел мертвых - не похожа. Хотя соблазн сказать "оно выглядит живым и не дышит - по этому мертвое" - огромен. Просто тогда подобная же реакция сопровождала всех пластмассово-плюшевых существ, которых мы тем не менее не считаем ни дохлыми, ни чучелками.
И вовсе не из-за того, что они похожи на людей. Потому что все БЖД по сути такие же гротескные деморфы как скажем пластмассовые пупсы. И при всей претензии быть 1\3 или 1\4 человека - их пропорции иные.
С другой стороны, своей похожестью на человека они должны бы были наоборот привлекать, напоминая нам фарфоровые статуэтки. Ведь Пастушки и Балерины не пугают никого?
Но у БЖД есть способность движения. При чем движения иной раз независимого. Автономного. Своевольного. У них есть, или как настаивают владельцы есть, душа. Личность. Характер.
Но у плюшевой собачки они тоже могут быть. Да и у настоящей. Кто не сталкивался с хихиканьем на тему, что некто одушевляет своих домашних животных? Животное живо, оно бегает, ест, какает, желает, злится. Оно живет. Оно непредсказуемо. Но для многих все равно не является достаточно живым, чтобы считать его личностью. Так что и движение не является признаком живости. Тем более что движение БЖД все-таки зависит от вполне себе естественных причин натяжения резиночки.
Дело не в глазах, паричках, одежках.... Потому что все это худо-бедно есть и у других кукол.
Так почему же пластмассовый пупс не вызывает страха, а БЖД или марионетка - вызывают?
Я думаю, что все дело в анимизме.
В том, что БЖД это испытание прочности психики наблюдающего.
Глядя на иную дешевую магазинную куклу мы можем усмехнуться и сказать, что верить, что ЭТО имеет личность то же самое, что играть с пучком соломы, только гигиеничнее и безопаснее. Оно вызывает снисходительность к маленькому и примитивному миру ребенка, который скоро исчезнет из нашей и его собственной жизни под наплывом реальности.
А БЖД, слишком дорогие, чтобы быть дешевкой, слишком хорошо сделанные, чтобы быть примитивом, слишком близкие к живым существам по виду - ставят любого человека перед вопросом: да или нет?
Может ли пластик быть живым?
Если да, то значит, деревья, реки, горы, твари разные - тоже живые. И человек не царь природы. И Картина мира, которая создана вокруг него им же самим - ложная. Потому что есть нечто сверхъестественное для него и такое естественное для ребенка или дикаря, как кукла.
Значит, выросший из игрушек человек не стал Взрослым и серьезным, а просто разучился тому, что умел. Потерял. Обесценил. Утратил. И чувство этой утраты - это страх собственной смерти. Потому что он осознает, что точно так же не верил и в свою душу, а она таки есть.
Это влечет за собой столько разных тонких, незаметных переживаний, что купируется в самом старте.
Нет.
Пластик не может быть живым. Он мертвый. Страшный. С ним возятся психи. Потому что. И дальше есть список объяснений почему именно психи возятся. Ну, кроме отклонений в психике, тут есть такие версии, как отсутствие детей, избыток денег, обезьянничание, мода, хвастовство и прочая.
Игрушки - это всегда отражение эпохи. Поэтому БЖД почти конструктор. Дорогущий. Хрупкий. Иначе бы не ценились, вероятно, а так - сравнимы с компьютером, значит для самого заскорузлого материалиста равно-ценны.
Игрушки - это содержание души того, кто в них играет.
Да простят меня читатели, но иной раз глянешь на чужую куклу и понимаешь, что восприятие человеком мира... Тебе не понятно. Ты бы с таким жить не смог. Или наоборот - проникаешься восторгом.
Игрушки это творчество. По этому БЖД мир резко разделен на торцов и юзеров. Я вот - типично юзер. Ничего сам не могу. Тем больше завишу и уважаю творцов.
Нет ни одного БЖДшника, который так или иначе не играл в игру господина Долльши. При том, что может не иметь, не владеть, не хотеть. Но не может не относиться. А значит - уже играть в игру.
Еще раз потычу пальцем в Еро Джо. Все его куклы обладают такой силой Быть и Быть самими собой, что не всякий человек так может. И за этом для меня стоит смелость самого автора быть собой кто бы чего не думал. Делать себя таким, каким хочется. И уметь это делать.
Да блин. Конечно, это должно ужасать. Когда в пластике воплощается то, чего ты сам для себя достигнуть не можешь никак.
БЖД обязывает.
И это видно. Это чувствуется. Это считывается моментально.
ТО же самое, что с марионетками. Это игрушки, которые подлежат оживлению. Их смысл не украшать, не возвещать о благосостоянии, а двигаться и жить. И заводя одну такую, ты подписываешь контракт: не кормить, не выгуливать, как собачку, но оживлять и двигать.
Без человеческой руки, умелой и ловкой - марионетка мертва, это просто набор кусочков, и перепутавшихся ниточек.
Мой личный страх перед марионетками был спровоцирован тем, что в детстве мне подарили такую игрушку. И я не смог ее оживить, хотя видел, что другие - могут. Она в моих руках ломалась. Умирала. Переставала быть живой и двигающейся. Я не мог вдохнуть в нее дух. Фактически подписался в том, что силы моего духа не хватает для того, чтобы справиться с ней, сделать ее выразительной, пластичной,
И выбрал самый простой способ отторжения: сказать, что оно фигня. Обесценить. Забыть. Перестать думать об этом.
Но на самом деле та же история сейчас повторяется и с моими БЖД куклами. Для их оживления от меня требуются вложения моего собственного духа. И порой я понимаю, что не дотягиваю. Не справляюсь. И тогда я несколько дней вообще не трогаю их. Не общаюсь. Потому что страх тут возникает не из-за кукол. Из-за того, что понимаешь собственную недостаточность: фантазии, работоспособности, умения, души...
Куда как проще сказать, что куклы виноваты, чем признать, что это ты разучился играть. Одушевлять не живое. Разучился делать то, что из всех живых существ может делать только человек. А значит, потерял кусок собственной человечности.
Приобретая взамен что?...
@настроение:
@темы: BJD